09.10.2017

Играем дома: чем занять ребенка во время болезни

Играем дома: чем занять ребенка во время болезни

Болезнь меняет привычный режим ребенка и ограничивает его привычную активность. Отменяются прогулки, купания с игрушками, подвижные игры и всякие контакты с другими детьми. Теперь все занятия ребенка ограничены пределами дома, и кто как не мама сможет поднять ему настроение, придумав кучу замечательных развлечений, которые не только поднимут настроение, но и позволят провести время с пользой.

Постельный режим: тихие игры

В первые дни болезни, когда у ребенка повышена температура, очень желательно, по-возможности, соблюдать постельный режим. Ведь даже в постели можно придумать много игр!

Если крохе еще нет года, то можно занять его такими играми:

Цвета и узоры. Малыши в первые месяцы жизни с интересом начинают рассматривать все, что находится вокруг них. Над кроваткой или на ее стенках поместите картинки. Будет лучше, если это будут черно-белые рисунки с различными узорами или контрастным изображением человеческого лица.

Для знакомства малыша с различными цветами, можно показывать и прицеплять к кроватке разноцветные лоскутки, игрушки, погремушки.

Знакомство с предметами. Показывайте ребенку по очереди незнакомые ему предметы, называйте, а потом давайте их ему потрогать. Лучше будет, если предметы будут разных цветов, форм и т. д. Например, , зубная щетка, губка, расческа, половник и т. д. Многим детям бытовые предметы нравятся даже больше, чем игрушки, только сначала убедитесь, что вещи безопасны для ребенка.

Ку-ку. Очень простая, но от этого не менее любимая малышами и полезная игра. Играть в нее можно по-разному: закрывать своё лицо руками или платком и выглядывать из-за них или закрывать личико малышу его маленькими ручками, а потом открывать. Можно использовать игрушки и закрывать платком их, а потом открывать для малыша.

Яркие заводные игрушки. Когда малыш лежит в кроватке, то развлечь его могут различные «заводные» игрушки, которые двигаются и проигрывают музыку. Замечательно, если игрушка включается просто и ребенок может делать это самостоятельно. Однако нужно иметь в виду, что очень громкие звуки могут утомить болеющего малыша.

Пальчиковые игры. В интернете или специальной литературе вы без труда найдете множество вариантов пальчиковых игр. Какие-либо из них обязательно понравятся и запомнятся вашему малышу и, по мере взросления, он сможет повторять их самостоятельно. Особенно, если это игры с песенками-потешками.

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка) 
Этот пальчик в лес пошел, 
(разгибает мизинчик) 
этот пальчик гриб нашел, 
(разгибает безымянный пальчик) 
этот резал, 
(разгибает средний пальчик) 
этот ел, 
(разгибает указательный пальчик) 
ну, а этот лишь глядел! 
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Паучок

(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки) 
Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки. 
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик) 
Дождик с неба вдруг полил, 
(Хлопок ладонями по столу/коленям) 
Паучков на землю смыл. 
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит) 
Солнце стало пригревать, 
(Делаем движения такие же, как и в самом начале) 
Паучок ползёт опять, 
(«Паучки» ползают по голове) 
А за ним ползут все детки, 
Чтобы погулять на ветке. 
(Средний и указательный пальчики перемещаются)

Сороконожки

Две сороконожки 
Бежали по дорожке. 
(Ладошки друг напротив друга) 
Встретились, 
(Ладошки переплелись) 
Обнялись, 
(Ладошки разжались) 
Насилу расстались — 
(Ладошки машут, прощаясь) 
И — попрощались!

Апельсин

Мы делили апельсин 
(Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает) 
Много нас — а он — один
(Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика) 
Эта долька — для ежа 
Эта долька — для чижа 
Эта долька — для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка — кожура! 
(Встряхиваем обе кисти)

Малышей от 1 года до 3 лет при постельном режиме можно занять следующим образом:

Чтение и прослушивание, сказок, песенок. При этом можно рассматривать с малышом картинки, фантазировать, пытаться угадать продолжение истории, повторять фразы, помогать озвучивать персонаженй или делать какие-то характерные для них движения.

Творчество. Подойдут любые виды, которые осуществимы сидя в постели: раскрашивание, рисование фломастерами и карандашами, простейшие аппликации и лепка из пластилина. Можно предложить ребенку приготовить вместе подарок папе или бабушке, сделать закладку для любимой книги и т. д. А зимой можно, конечно, готовиться к Новому году — вырезать снежинки, клеить гирлянды и другие елочные украшения и т. д.

Фотографии. Дети очень любят рассматривать фотографии, где изображены они или их близкие, поэтому совместный просмотр семейного фотоальбома наверняка поднимет настроение ребенку. Вы можете рассказать малышу подробнее о тех, кто изображен на фото или предложить вспомнить, где был сделан снимок (на даче, на море и т. д.).

Настольные игры. В соответствии с возрастом вашего малыша вы можете выбрать: сортеры, картинки-вкладыши, пазлы, лото. С помощью этих игр малыш будет развивать логическое мышление и одновременно знакомиться с цветами, формами, буквами, цифрами, растениями, животными, профессиями и многим другим. Можно проявить фантазию и посмотреть на знакомые игры по-новому. Например, если у вас есть объемные пазлы или конструктор для составления животных, то вы можете создать вместе с малышом совершенно фантастических зверей из элементов обычных. Можно разнообразить игры объединив подходящие 2–3 игры.

Кукольный театр. Вы можете разыграть для малыша знакомую сказку, а потом предложить ему присоединиться и придумать как можно изменить сюжет или придумать для нее новый, а можете разыграть свою сказку с любимыми игрушками. В таком занятии и вы, и ваш ребенок сможете проявить творчество. Малыши с удовольствием придумывают новые развязки для хорошо знакомых сказок, и тогда Колобку удается ускользнуть от лисы, а волк и семеро козлят становятся лучшими друзьями. Куклы для спектакля можно смастерить самим или подобрать из имеющихся игрушек.

Когда болезнь отступает

Наконец температура спала, малыш стал бодрее, но возвращаться к привычному режиму рано — несколько дней еще придется провести дома. Однако можно уже переместиться из кровати на коврик или за стол. Главное — проследить, чтобы в местах, где играет ребенок не было сквозняка.

Ребенка до года можно занять играми, способствующими развитию моторики и мышления.

Пытаемся попасть. Найдите пустую пластиковую бутылку, а также небольшие предметы, которые можно было бы положить в нее (например, макароны). Высыпьте их перед ребенком и попросите его положить их в бутылку. Будьте внимательны, чтобы мелкие предметы на попали к нему в ротик. Монетками лучше не играть!

Рвем, шуршим, разворачиваем. Можно отдать ребенку старые журналы, чтобы он мог их мять, рвать и разворачивать в поисках спрятанной игрушки.

Прицепляем и фантазируем. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с обычными бельевыми прищепками: их можно цеплять на одежду и игрушки. Дайте ребенку разноцветные прищепки и не ограничивайте его фантазию.

Собираем и разбираем. Собирайте вместе с малышом кубики, пирамидки, стаканчики и позволяйте ему их разбирать. Сначала малышу будет интересен этот процесс, а затем он начнет собирать их сам.

Детей от 1 года до 3 лет уже интересуют сюжетно-ролевые игры, поэтому ребенок будет доволен, если вы предложите поиграть с ним в «гости» «детский сад» или «прогулку». При этом пусть ребенок сам выберет себе роль, которая ему нравится.

Игры с крупой. Это неисчерпаемые источник для фантазии. Например, крупа может быть песком в песочнице, который можно насыпать в кузов машины. А можно закопать в ней маленькие игрушки, а затем попросить ребенка достать их.

Конструкторы, машины, куклы. За время постельного режима ребенок уже соскучился по своим любимым игрушкам. Время, пока вы вдвоем находитесь дома можно использовать для совместных игр. Хорошо построить что-то вместе из конструктора или обустроить домик для куклы. Ваши идеи внесут в привычные игры ребенка новизну и он посмотрит на них по-новому.

Готовим вместе. Ребенок 2–3 лет вполне может принять участие в приготовлении какого-либоблюда: очистить яйца от скорлупы, перемешать негустое тесто и слепить из него печенье или плюшку. Можно попросить ребенка украсить салат кусочками вареных овощей или творожок ягодками. Попробуйте приготовить с ребенком несложное блюдо — малыш будет очень доволен, а приготовленное блюдо, скорее всего, съедено с повышенным аппетитом.

Веселая уборка. Малыши по природе своей очень хозяйственные — они с удовольствием подражают родителям в выполнении домашних дел. Поэтому, если состояние ребенка позволяет, то можно вместе «прогонять» вирусы щеткой или пылесосом, «побеждать» вредоносную пыль с помощью влажной салфетки или сухой тряпочки.

Телевизор или живое общение?

Многие мамы уверены, что болезнь — это как раз то самое время, когда можно показывать ребенку мультфильмы без угрызений совести. Однако это не так. Не стоит разрешать болеющему ребенку смотреть телевизор дольше, чем обычно. 15 минут в день (примерный хронометраж передачи «Спокойной ночи, малыши» — это максимум для ребенка. Да и лишняя нагрузка на глаза при болезни ему совсем ни к чему. По этой же причине лучше отказаться от игр на компьютере и планшете.

В период заболевания ребенку нужен не телевизор, а заботливая мама, готовая пожалеть и поиграть. Положительный эмоциональный фон во время болезни очень важен, ведь лечат не только лекарства, но и мамино тепло. Поэтому постарайтесь проводить больше времени вместе и ваш малыш скорее справится с заболеванием.

Мамино счастье — здоровый малыш!